23.02
18:51
Почему Канье Уэст все еще актуален
Канье Уэст (по паспорту Йе) не исчезал из инфополя с начала года. И хоть за последние полтора месяца его личные склоки стали фоновым шумом по сравнению с другими новостями, он по-прежнему умудряется попадать в заголовки. В конце февраля на Netflix вышла трёхсерийная документалка jeen-yuhs о творческом пути Йе, а на минувшей церемонии «Грэмми» он получил очередных два граммофона — теперь их у него 24. Так почему же Канье за двадцатилетнюю карьеру рэпера до сих пор является главным ньюсмейкером музыкальной индустрии?
Первопроходец
Так или иначе, Канье ответственен за многие современные тренды. Он первым в поп-культуре начал использовать автотюн и читать о несчастной любви на альбоме 808s & Heartbreak ещё в 2008 году — за год до выхода дебютного альбома Кида Кади и за пять лет до бума клауд-рэпа. Он первым в хип-хопе начал вкладывать огромные деньги в записи пластинки, наняв для My Beautiful Dark Twisted Fantasy огромную команду продюсеров и приглашённых артистов и поселив их на острове для лучшей концентрации. Наконец, ни один музыкант не совмещал до этого модный показ и прослушивание нового альбома, как это сделал Йе во время промо-компании The Life Of Pablo в 2016 году. И этот же альбом стал первым музыкальным релизом, который изменял свой вид уже после выхода — артист дорабатывал и увеличивал треклист альбома на протяжении нескольких месяцев. Инновации Уэста опережают время и становятся актуальными только спустя время, поэтому сказать точно, как последний релиз Йе Donda изменит музыку, сложно. Но Donda стала первым христианским альбомом такого уровня, а подобного рода listening party в начале года провёл The Weeknd, представляя свой последний альбом Dawn FM.
Мейнстримный трикстер
С самого начала творческого пути принцип Канье Уэста заключался в ворошении осиного гнезда мейнстрима. В 2002 году, когда он заключил контракт с Roc-a-Fella Records, Йе позиционировал себя как чикагского бэгпэк-рэпера, читающего про самую обычную жизнь среднеклассового афроамериканца. Для начала двухтысячных, когда лидирующими темами рэперов была гангстерская жизнь и выход из нищеты, выступающий в вязаном свитере и с рюкзаком артист был вызовом.
На протяжении 20 лет Йе идет против течения, при этом парадоксальным образом являясь его лидером. В 2010 году он выпустил MBDTF и Watch The Throne — самые хитовые и поп-ориентированные альбомы, собравшие всех хип-хоп звёзд начала десятых. Через три года выйдет Yeezus — агрессивный индастриал-рэп альбом, состоящий из бесструктурных песен с грязным электронным звуком и антикапиталистическим посылом. Наконец в 2022 году, в эру стримингового господства, рэпер выпускает продолжение Donda только на собственном плеере, объясняя это тем, что стриминги выплачивают очень маленький процент с роялти артистов. Борьба с культурой потребления — важная часть деятельности Канье, ради которой он постоянно изобретает новые способы высказать своё несогласие.
Величайший шоумен
Несмотря на все таланты Йе как артиста и дизайнера, больше всего обсуждают его выходки и личную жизнь. То он отнимает микрофон у Тэйлор Свифт на премии и говорит, что Бейонсе больше заслужила награду, то назовёт Буша расистом. Канье много говорит о расизме, но вдруг начинает поддерживать Трампа, а потом и вовсе запускает свою президентскую компанию, которая с треском проваливается из-за банального отсутствия пунктуации у Йе. Его преследование бывшей жены и кибербуллинг Пита Дэвидсона выглядят нелепо и жалко, но при этом Уэст по-прежнему остаётся уважаемой личностью в музыкальной индустрии. Спорная медийность вкупе с категоричной искренностью делает из Канье одним из самых навязчивых звёзд таблоидов.
Художник, который не голодает
На данный момент можно смело говорить, что Йе — самый богатый творец в мире. Его состояние в 2021 году превысило 6,6 миллиардов долларов. Но отличие артиста от среднестатистического миллиардера в том, что он вкладывает, в первую очередь, в своё творчество. Масштабные перформансы и концерты, дорогие промо-компании, лучшие команды по созданию линий одежды и продюсеров альбомов — в это всё Канье вкладывает из своих средств, идя на большие риски. Если бы не его импульсивность, мы бы увидели ещё больше интересных проектов, вроде мобильной игры про маму Канье или показанный только на Каннском фестивале фильм с использованием нескольких экранов, в главной роли которого был Кид Кади. Его последний крупный перформанс — презентации альбома Donda, в ходе которых он приглашал самых популярных артистов, вёл трансляцию из раздевалки, в которой сводился альбом, сжигал макет своего дома и возносился к небу — обсуждали практически все издания, независимо от их тематики. Мегаломания и творческое чутье — причины, по которым за Йе по-прежнему интересно наблюдать.
Пример для подражания
Есть много рэперов, чьими историями успеха можно восхищаться и вдохновляться. Но путь Канье — это рассказ в первую очередь о вере в свой успех. Первые две серии jeen-yuhs состоят из походов тогда ещё обычного хип-хоп продюсера из Чикаго Йе по лейблам, в которых он доказывает, что способен не только писать биты. И всё это он делает на чистом энтузиазме и вере в себя, которые ему привила мама. Вообще отношение Канье с Дондой Уэст — это образцовые семейные узы, которые стали источником силы для артиста. И эти силы не иссякли ни после трагической смерти Донды, ни после обострения биполярного расстройства, ни после развода.
Источник
→ Почему Канье Уэст все еще актуален